- Услуги
- Врачи
- Прайс
- Промоакции
- Мероприятия
- Компания
- Контакты
- Инвесторам
Генетические тестирования на наличие «поломок» в генах — популярный тренд в западной медицине, и отечественные предприниматели уже переняли его. Успех пионера в этой отрасли, американской компании 23&Me, в российских условиях повторить, однако, не получится.
ОЛЬГА БУРЛАКОВА, МАРИЯ ШЕР
«Ну что, котаны, думала-думала и решилась,— начала свой «каминг-аут в просветительских целях» известная блогерша Божена Рынска в середине июня.— Я, как и Анджелина Джоли, носительница зловредной мутации в гене BRCA1″. Рынска сообщила читателям, что мутация гена показала высокую (86%) вероятность развития рака груди. «Еще раз, пожалуйста, запомните: рак, вызванный этими мутациями, генетический, очень коварен, агрессивен и скоротечен»,— пугала в своем посте на фейсбуке Божена. Себя она назвала сторонницей радикальных мер: «Грудь — штука декоративная, резать без предрассудков, с яичниками, правда, сложнее». «Я совершила каминг-аут не из рекламных целей,— коммерческое партнерство я отработала. Двигало мной стремление предупредить вас, подстраховать»,— заверяет Божена. Признаки рекламы в этом посте все же отметим: ссылка на сайт компании Genetico, где проводили тестирование, фамилия доктора и «хорошо, что я согласилась на сложный, развернутый анализ, который стоит 26 500, а не 4500 рублей».
Молодой и динамичный рынок генетических тестов активно задействует звезд в своем маркетинге. «Думаю отправить тестироваться мужа с ребенком,— пишет телеведущая Анфиса Чехова на сайте компании Genetic-Test.— Особенно интересно, что расскажет Genetic-Test про Соломона, ведь мы с мужем уже и профессию выбрали, и образ жизни устоялся, а у ребенка все впереди». Нахваливают Genetic-Test и телеведущие Александр Гордон и Леонид Парфенов. А новый руководитель телеканала «Матч-ТВ» Тина Канделаки рассказывала о том, что компания Just for You разработала для нее индивидуальную диету на основе генетического теста.
Плевок в будущее
Компания Genetico, которую выбрала Божена Рынска, является структурным подразделением Института стволовых клеток человека (ИСКЧ). Это крупный биомедицинский холдинг, с 2003 года занимающийся биофармацевтикой, биострахованием и регенеративной медициной, один из самых успешных в финансовом отношении игроков рынка. ИСКЧ вышел на IPO (в 2009-м компания привлекла на ММВБ 149 млн руб. за 20% акций) и привлекла серьезные деньги от российских фондов РВК и АСВ. Основную часть прибыли (чистая прибыль ИСКЧ за первый квартал 2015-го составила 74 млн руб.) компания получает за счет продаж геннотерапевтического препарата «Неоваскулген», а также благодаря самому крупному в России банку хранения пуповинной крови. На рынок генетического тестирования она вышла совсем недавно, создав сеть медико-генетических центров в конце 2013-го.
Именно последние два года стали временем появления большого количества игроков на рынке генетических тестов. Однако в силу неразвитости рынка собственно генетических исследований существовать в качестве самостоятельного бизнеса это направление пока не может.
Например, у компании «Атлас» основной заработок — одноименная клиника на Кутузовском проспекте, в которой чек-ап (программа комплексного обследования, после которого заключается контракт на обслуживание) стоит до 120 тыс. руб. Год назад создатели бизнеса, 30-летние Сергей Мусиенко и Андрей Перфильев, решили дополнить ассортимент услуг клиники генетической диагностикой. Они планировали, что направление станет отдельным бизнесом, и меньше чем за год их компания стала лидером в этом сегменте с самым высоким показателем продаж (более 1 тыс. тестов с сентября 2014-го). Пройти тест просто — достаточно позвонить или сделать заказ онлайн и дождаться курьера с пробиркой. Тест «Атласа» — самый дешевый на рынке, он стоит 20 тыс. руб. В пробирку нужно плевать в течение двух минут, после чего она отправится в НИФХМ (Научно-исследовательский физико-химический институт имени Карпова). Там с помощью специального оборудования из нее извлекут и расшифруют геном покупателя, что, как уверяют в «Атласе», позволяет определить наличие 155 заболеваний, предрасположенность еще к 300, а также индивидуальную реакцию на 66 видов лекарств. Получив многостраничный результат теста, клиент узнает много и другой ценной информации: от кого он произошел — от памирцев, жителей Урала, жителей суб-Сахарной Африки или, к примеру, неандертальцев, узнает, чихает ли он на свету, а также тип своей ушной серы, наконец, посоветуют диету и спортивные нагрузки. В компании признают, что львиная доля показателей, включенных в тест, носит характер развлекательный, а выявленные болезни в большинстве случаев нужно еще подтвердить с помощью масштабных долгосрочных исследований.
Подобрать диету по генетическому тесту обещают также в новосибирской компании Genetic-Test. Созданная 30-летним Александром Цветковичем в 2011 году, компания поначалу занималась дерматоглификой, то есть тестированием на генетические личностные качества по отпечаткам пальцев, а в этом году запустила также проект My Genetics — «продукт, разработанный в партнерстве с диетологами и фитнес-центрами», как сообщает ее создатель. Компания развивается за счет продажи франшиз — в «комплект для ведения бизнеса» входят сканер отпечатков, бизнес-план и каталоги. Правда, отзывы на сайте чаще всего начинаются словами «продам франшизу «Genetic-Test»». «Я хотел заработать на тестировании детей, но мамы и папы с детьми абсолютно не обращают внимания на мою стойку в крупном ТЦ, а одна мамаша даже назвала меня жуликом»,— жалуется один из незадачливых коммерсантов.
По схеме «доставка пробирок на дом» работает и компания «Генотек», основанная тремя выпускниками механико-математического и биологического факультетов МГУ. Правда, здесь возможность плюнуть в пробирку стоит уже 90 тыс. руб. «Генотек» на рынке с 2011 года, тогда он был еще маленьким студенческим стартапом. Для биотехнологий это было время инвестиционного бума, и студенческому стартапу тоже повезло: полмиллиона долларов в компанию вложил фонд RuStArs Ventures и двое других инвесторов (в «Генотеке» не называют имена). Сегодня компания прочно обосновалась на рынке генетических услуг, ее оборот превышает $1 млн. Даже рост курса валют и подорожание импортных товаров не затронули ее, хотя все оборудование и реагенты в «Генотеке» приобретаются в США. «Повышение курса доллара фактически удвоило себестоимость анализов, однако за счет роста объема бизнеса мы смогли сохранить его прибыльность фактически на прежнем уровне»,— гордится директор по науке Валерий Ильинский. Компания действительно активно растет: у нее есть представительства по всей России, а за последний год открылись офисы в Казахстане и США. «Сейчас выходим с несколькими нашими продуктами на европейский рынок»,— говорит Ильинский.
Тверская компания Medical Genomics занималась репродуктивной медициной, но с 2013-го взялась за анализы ДНК, прежде всего на установление отцовства, а также на диагностику наследственных болезней. Сегодня Medical Genomics сотрудничает с клиникой ЭКО со стационаром и лабораторией. Тестированием пациентов компания решила не ограничиваться, ищет партнерства с сетевыми лабораториями анализов. «Сейчас у нас 700 партнеров, в том числе есть крупные сетевики»,— рассказывает глава компании Дмитрий Фомин. В планах компании — открыть собственные лаборатории во всех городах-миллионниках.
Отлов в зоопарке
Общая проблема молодых компаний — очень маленький рынок. «Рынок генетических исследований пока даже рынком трудно назвать, суммарный объем его составляет не более $70 млн,— считает Татьяна Равинская, обозреватель делового журнала о медицине Vademecum.— Но перспективы для роста есть. В России все более популярной становится так называемая развлекательная генетика, когда пациенты готовы заплатить за тестирование на предрасположенность к полноте или облысению или, к примеру, определить при помощи теста свою генеалогию. Неизменен в России и интерес к ДНК-тестам на определение родства и отцовства. За последние несколько лет активнее стали развиваться медико-генетическое направление и генетические исследования в научных целях».
Игроки рынка занимаются его «раскачиванием» сами, в меру собственной фантазии.
Отдел маркетинга «Атласа» регулярно проводит рекламные акции и конкурсы в фейсбуке: кто поделится с друзьями контентом страницы компании в соцсетях и соберет за это больше всего лайков, получает бесплатный тест. «Я так хочу узнать, что покажут мои гены по одному из вопросов, который долгое время не дает мне покоя: экстраверт я или интроверт»,— пишет участница конкурса. У «Атласа» и «Генотека» популярна услуга «тест в подарок».
В «Генотеке» продаются скидочные купоны через популярные сайты «BonKupon», «KupiBonus» и «Kupongid», благодаря этому можно сэкономить до 70% стоимости теста. Кроме того, обе компании стремятся нарастить продажи через повышение интереса к генетике как таковой. На сайтах и страницах «Атласа» и «Генотека» публикуют интервью с известными генетиками и с собственными сотрудниками, новости генетики, научные курьезы: «У Чарльза Дарвина были общие предки с Николаем II». Глава департамента маркетинга «Атласа» Артем Руди после окончания ВШЭ по специальности «бизнес-информатика» создал собственное digital-агентство, и сегодня компания активно продвигается в интернете. SMM-технологии — сильная сторона маркетинга «Генотека». «Как и большинство врожденных заболеваний, ранняя глухота может выявиться после прохождения генетического теста,— пишут на «стене» группы «ВКонтакте».— А ведь как это прекрасно — слышать музыку, голос любимого человека!»
А компания Medical Genomics со своими тестами намерена совершить прорыв, выйдя в аптечные сети. Глава компании Дмитрий Фомин утверждает, что в аптеках «36,6» и «А5» скоро появятся наборы для самозабора биологического материала (слюны или эпителия ротовой полости) — эти наборы следует отправить в лабораторию, а та выдаст результат.
Мастера по отпечаткам пальцев из Genetic-Test участвуют в корпоративных и праздничных мероприятиях, работали на Дне защиты детей, на Дне города в Новосибирске, а также на форумах «Селигер-2014» и «Технопром-2015». Было у компании и несколько промо-акций в Московском зоопарке: родителям предлагали тестировать детей рядом с клетками для животных. В Genetic-Test гордятся тем, что у ее группы «ВКонтакте» вдвое больше подписчиков, чем у «Генотека», кроме того, у компании есть аккаунт в Instagram и канал на YouTube. Самые яркие выступления Genetic-Test в интернете — розыгрыш «франшиза за репост» или акция, в рамках которой купившему тест предоставляется возможность бесплатно тестировать людей от имени компании в течение года.
Угнаться за Энн Войжицки
ДНК-тестирования на Западе являются частью набирающего популярность тренда на персонализированную медицину, основанную на концепции 4Р: персонализированность, прогнозность, превентивность, интерактивность (personalized, predictive, preventive, participatory). Первая и непревзойденная пока история успеха на этом рынке — основанная бывшей женой Сергея Брина Энн Войжицки и ее компаньонкой в 2006 году компания 23&Me. Уже в 2008 году журнал The Time назвал сервис ДНК-тестирования этой компании изобретением года. В 2013 году, правда, правительство США запретило компании давать медицинскую интерпретацию тестов в силу недостаточной, по мнению чиновников, достоверности результатов. Компании пришлось переехать в Канаду, а продажи ее сократились, тем не менее на сегодняшний день 23&Me продала более миллиона тестов — сначала они стоили $399 за штуку, а с 2012-го — всего $99.
Дорогие игрушки
Повторить этот успех в России, по мнению экспертов, в обозримом будущем едва ли кому-то удастся. «Богатые страны могут позволить себе такие игрушки, тем более что игрушка там стоит в несколько раз дешевле,— говорит автор научно-популярного портала о генетике «Мой геном» Алексей Вязовский.— А в России никто их массово покупать не будет, и существенно повысить нынешний уровень продаж — 100-150 штук ежемесячно — нашим компаниям не удастся». Снизить же стоимость теста, сохранив хоть какую-то его достоверность, невозможно из-за импортного оборудования и реагентов, которые за последний год подорожали почти вдвое. «Все комплектующие для тестов — иностранные, у нас не производят ни секвенаторов (прибор для определения последовательности молекул ДНК.— «Деньги»), ни расходников»,— говорит эксперт.
Низкая платежеспособность населения не единственная причина невысокой популярности тестов: многие сомневаются в их надежности. Среди сомневающихся — и ученые. «Наличие моногенных заболеваний (наследственных заболеваний, вызванных мутацией одного гена) — серповидноклеточной анемии, муковисцидоза — тесты определяют хорошо,— рассказывает Александр Панчин, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН.— Но помимо них есть еще так называемые генетические ассоциации, это когда варианты генов не связаны строгой причинно-следственной связью, а лишь повышают риск некоторого заболевания, например рака». Вероятность же эта высчитывается опытным путем, исследованиями на больших группах людей, а этот метод не свободен от погрешностей и неточностей. Алексей Вязовский тестам тоже не верит: «Когда обнаруживается ген, подозреваемый в ответственности за болезнь, его нужно проследить в разных популяциях: когда он работает, как активируется. Ведь наследственность очень часто активирована средой. Нужно больше исследований, причем многолетних, необходимы огромные базы данных. Без этого достоверности в тестах не добиться».
Впрочем, игроки рынка с надеждой смотрят в будущее: российские чиновники намерены оказать им весьма существенную помощь. Сейчас готовится к рассмотрению в Госдуме законопроект, который существенно расширит категории граждан, подлежащих обязательному ДНК-тестированию. К преступникам, отбывающим наказания за тяжкие преступления, добавятся все, кто имеет отношение к системе ФСИН, и даже граждане, подвергнутые административному аресту. А это — несколько миллионов человек ежегодно.
kommersant.ru