- Услуги
- Прайс
- Врачи
- Промоакции
- Компания
- Контакты
- Инвесторам
Содержание:
Лимфома — онкологическое заболевание лимфатической системы. Лимфатическая система призвана помогать организму в борьбе с вирусами и бактериями. По сути, она — часть нашей иммунной системы. Лимфатическая система состоит из лимфатических сосудов, лимфатических узлов, миндалин, селезенки, тимуса и костного мозга. (Рисунок 1).
Поскольку компоненты лимфатической системы распространены по всему телу, то и возникнуть лимфома может в любой из ее областей.
Существует большое множество различных лимфом — всего их более тридцати видов. Однако в целом их можно разделить так (Swerdlow,2008):
Неходжкинских лимфом гораздо больше, чем ходжкинских. Их соотношение — примерно 90% к 10% (Mugnaini,2016). Большинство же неходжкинских лимфом приходится на В-клеточные.
Лимфомы бывают ассоциированы с другими заболеваниями. Например, у людей, страдавших от вируса Эпштейна-Барр, повышается риск развития ходжкинской лимфомы, лимфомы Беркитте и посттрансплантационной лимфопролиферативной болезни (Mugnaini,2016) (Hjalgrim,2003). Люди, зараженные Т-лимфотропным вирусом типа 1, чаще заболевают Т-клеточной лимфомой/лейкемией; человеческим герпесвирусом 8 — первичной выпотной лимфомой (Said,1996) (Mugnaini,2016) (Shuh,2005), Helicobacter pilory — лимфомой MALT; вирусом гепатита С — лимфомой маргинальной зоны селезенки; и т.д.
Это происходит из-за того, что бактерии и вирусы стимулируют хронические воспалительные процессы в организме. По этой же причине риск развития лимфомы выше у людей с аутоиммунными заболеваниями (Smedby,2006).
Иммуносупрессия тоже ведет к повышенному риску заболеть — пациенты, страдающие ВИЧ и находящиеся на иммуносупрессивной терапии после трансплантации органов, болеют лимфомой гораздо чаще (Biggar,2006).
Свой вклад в развитие болезни вносят и внешние факторы — при воздействии на человека ксенобиотиков, пестицидов и ионизирующего излучения повышается его риск заболеть лимфомой (Cartwright,1994).
Наследственность тоже играет в данном вопросе не последнюю роль. Если человек уже болеет, то риски у его родственников первой линии значительно возрастают. Точные цифры повышения риска варьируют от подтипа лимфомы к подтипу и могут значительно отличаться (Shugart,2000). Именно поэтому пока что генетическое тестирование на вероятность развития лимфомы не поставлены на поток в диагностических лабораториях.
Прогнозы для уже заболевших пациентов определяются по Международному индексу риска (IPI) (International Non-Hodgkin’s Lymphoma Prognostic Factors,1993). В него входят стандартные параметры: возраст пациента, стадия болезни, уровень лактатдегидрогеназы, поражение внелимфоидных органов и некоторые другие. Чем выше IPI, тем более неблагоприятен прогноз.
В зависимости от степени поражения организма, болезнь определяют по стадиям с использованием классификации Ann Arbor. Система стадирования применяется как для ходжкинской лимфомы, так и для неходжкинской:
Диагностика начинается с учета неспецифических симтопов, таких, как персистирующая температура, потеря веса больше, чем на 10% за полгода, холодный пот по ночам. Если эти симптомы присутствуют, то следует начать обследование для определения наличия лимфомы, определения ее типа и стадии болезни.
Для этого пациента просят сдать базовый анализ крови, включая тест на лактатдегидрогеназу. Также ему делают позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ/КТ). Для более точной диагностики предпочтительно делать ПЭТ/КТ всего тела, а не отдельно частей тела.
При обнаружении на ПЭТ/КТ пораженных лимфоузлов, пациенту проводят биопсию. Врачи очень рекомендуют делать биопсию извлеченного лимфоузла, поскольку для подбора лечения важно видеть, какая у него структура. Также делают биопсию костного мозга, однако, если речь идет о В-клеточной лимфоме или ходжкинской лимфоме, то ее можно пропустить, так как определение III или IV у пациента стадия никак не изменит стратегию его лечения.
Для точного определения фенотипа опухоли сейчас проводят типирование ее клеток на проточном цитометре и определяют, какими маркерами она обладает — с разработкой этого метода диагностика лимфом значительно упростилась.
Следует отметить, что все эти процедуры необходимо проделать до начала лечения, чтобы определить оптимальную стратегию ведения пациента.
Какой-либо общей схемы терапии всех лимфом нет, для каждого вида терапия подбирается отдельно.
Ходжкинские лимфомы обычно высокогетерогенны, поэтому для них применяется комбинация различных методов терапий. Это могут быть иммунотерапия, радиотерапия и химиотерапия в различных комбинациях. Иногда при особых обстоятельствах пациентам проводят трансплантацию костного мозга. Ходжкинские лимфомы довольно легко поддаются лечению и пациенты после постановки диагноза могут жить долгой и здоровой жизнью.
Неходжкинские лимфомы лечатся похожим образом: для них работают разные комбинации иммуно-, химио- и радиотерапии. Иногда используется не так давно разработанная CAR T-клеточная терапия (Mugnaini,2016). Операции при таких лимфомах проводятся редко, чаще для того, чтобы извлечь лимфоузел для диагностики.
К сожалению, лимфомы с течением времени могут изменяться и та терапия, которая помогала в начале болезни, перестает работать на более поздних ее стадиях. , более эффективная схема лечения, которая способна обеспечить высокое качество жизни на протяжении многих лет.