- Услуги
- Прайс
- Врачи
- Промоакции
- Компания
- Контакты
- Инвесторам
Микроделеционные синдромы — это генетические нарушения, связанные с потерей небольших фрагментов хромосом, включающие несколько генов, которые не выявляются при стандартном исследовании кариотипа. В большинстве случаев эти синдромы возникают de novo в результате случайных мутаций, однако, иногда могут быть унаследованы от родителей, у которых есть слабые клинические проявления. Каждый микроделеционный синдром проявляется уникальным набором симптомов, которые зависят от удаленных генов и их функции, при этом часто ассоциированы с развитием множественных врожденных аномалий и задержкой развития.
К наиболее частым микроделеционным синдромам относят:
Каждый из этих синдромов был впервые описан на основе общих клинических и фенотипических признаков, а лежащий в основе ассоциированный хромосомный дефект был позже идентифицирован. Для диагностики микроделеционных синдромов в основном используются метод флюорисцентной гибридизации in situ (FISH) и хромосомный микроматричный анализ (ХМА). Если для FISH диагностики необходимо знать точное расположение делеции на хромосоме, метод хромосомного микроматричного анализа позволяет выявлять изменение количества копий генов по всему геному и обнаруживать новые микроделеционные синдромы.
Синдром Вильямса (также известный как синдром Вильямса-Бойрена) — генетическое заболевание, вызванное делецией участка 7-й хромосомы в области длинного плеча, в область делеции попадает около 28 генов. Это редкое заболевание, встречающееся примерно у одного на 7500–20000 новорожденных[1].
Характерные симптомы включают:
Синдром Ди-Джорджи (также известный как 22q11.2 делеция) — генетическое заболевание, вызванное делецией центрального участка длинного плеча 22-й хромосомы. Частота микроделеции 22q11.2 у живорожденных составляет 1 к 4000-6000[2].
Характерные симптомы включают:
Синдром Ангельмана – результат делеции хромосомы 15 материнского происхождения в участке 15q11.2-q13 (в 60-75% случаев), однородительской дисомии (обе гомологичные хромосомы 15 отцовского происхождения в 2-5% случаев), дефекта импринтинга (аномальное метилирование последовательностей ДНК в участке 15q11.2 в 2-5% случаев) или мутации в гене UBE3A (в 10%)[3]. Это редкое расстройство развития нервной системы встречается у 1 из 10 000-24 000 новорожденых[4].
Дети с синдромом Ангельмана обычно имеют нормальный пренатальный анамнез и историю родов, нормальные метаболические и гематологические показатели, а также результаты химических лабораторных исследований. К характерным признакам относятся:
Тяжелая задержка развития и интеллектуального развития:
Задержка развития часто становится очевидной к 6-месячному возрасту[5].
У большинства детей наблюдаются нарушения сна со сниженной потребностью во сне и с длительными или частыми периодами бодрствования в течение ночи[6].
Синдром Прадера-Вилли — генетическое заболевание, связанное с делецией хромосомы 15 отцовского происхождения в участке 15q11.2-q13 (примерно в 70% случаев), однородительской дисомией (обе хромосомы 15 материнского происхождения до 30% случаев) или дефектами импринтинга (изменение профиля метилирования ДНК в участке 15q11.2 в 2-5% случаев)[3].
Распространенность этого синдрома составляет 1 на 15 000 –25 000 новорожденых.[7]
К симптомам относятся:
На сегодняшний день специфического лечения для этой группы заболеваний не имеется, в основном применяется поддерживающая терапия, направленная на улучшение качества жизни пациентов, которая может включать медикаментозную терапию, психолого-педагогическую коррекцию, физическую терапию, а также другие методы реабилитации.