- Услуги
- Прайс
- Врачи
- Промоакции
- Компания
- Контакты
- Инвесторам
Содержание:
Большинство случаев онкологических заболеваний желудка спорадические, но 1–3 % случаев приходится на синдромы, передающиеся генетически. Самый частый из них называют диффузным раком . Он передаётся по аутосомно-доминантному типу наследования. Чаще всего характеризуется мутацией в гене Е-кадгерина (CDH1). Люди с неактивированным геном CDH1 также склонны к развитию долькового рака молочной железы. Кроме того, мутации в генах CTNNA1, BRCA2, STK11, и PALB2 тоже ассоциированы с наследственной диффузной онкологией желудка. Пациенты с мутацией в CDH1 чаще всего делают полную резекцию , так как этот тип рака развивается с очень высокой вероятностью (McGuire,2016).
Диффузный рак желудка наследуется как аутосомно-доминантная мутация гена Е-кадгерина (CDH1) (Рисунок 1).
Рисунок 1. Белок Е-кадгерин. Источник https://hereditarydiffusegastriccancer.org/genetics/.
Функция белка Е-кадгерина состоит в том, чтобы позволить клеткам и тканям нормально прикрепляться друг к другу. Ген CDH1 расположен на 16-й хромосоме и, при его функционировании должным образом, клетки получают от него инструкции по созданию Е-кадгерина. Патогенный вариант нарушает нормальную работу этого белка , что часто приводит к развитию злокачественной опухоли (Shah,2012).
Другой ген, CTNNA1, кодирующий β-катенин, находится на хромосоме 5 и имеет функцию, аналогичную CDH1. Наследственный рака желудка диагностируется при наличии патогенного зародышевого варианта CDH1 или TNNA1 у человека с диффузным поражением органа.
Также на развитие наследственного рака желудка могут влиять такие гены, как BRCA2, STK11, SDHB, PRSS1, ATM, MSR1 и PALB2 (Hansford,2015). Однако они лишь ассоциируются с этим онкологическим заболеванием, а не несут в себе первопричину его возникновения.
При наследственной форме заболевания онкоклетки размножаются под слизистой оболочкой желудка. Это приводит к развитию «диффузной» онкологии, а не к появлению солидной опухоли. Это также увеличивает вероятность того, что рак распространится на другие органы и ткани, включая печень и кости.
Особенность болезни заключается в том, что раковые клетки часто не видны при визуальном эндоскопическом обследовании пациента. Именно поэтому ее не диагностируют до тех пор, пока она не достигнет поздних стадий.
Симптомы, которые могут развиться при диффузном раке желудка:
Если рак уже распространился на другие органы и образовались метастазы, то так же могут возникать:
Начальные стадии протекают бессимптомно и различимы лишь гистологически (Рисунок 2).
Рисунок 2. Ранние стадии развития диффузного рака желудка (Guilford,2007)
На начальных этапах болезни микроскопическое исследование желудков, профилактически удаленных от носителей мутации CDH1, выявило наличие множественных очагов перстневидно-клеточной карциномы под здоровым поверхностным эпителием.
Эти очаги всегда находятся близко к поверхностной слизистой оболочке желудка.
Лимфоузлы при этом пока что не затронуты (стадия T1a по TNM). Очаги имеют небольшие размеры (≤1 мм в диаметре) и состоят из перстневидных клеток с несколькими более мелкими и менее дифференцированными клетками в более глубокой части.
На стадии T2 обнаруживаются все изменения начальной стадии, однако патологические клетки проникают дальше в мышечный слой (Guilford,2007).
Дальнейшие стадии предполагают появление у больных внешних симптомов и поражения лимфоузлов и других органов.
Следует помнить, что диффузный рак желудка передается по наследству, поэтому при наличии в семейном анамнезе страдающих этим заболеванием, рекомендуют проводить генетический скрининг начиная с 16–18 лет. Благодаря новым технологиям исследование носителей стал гораздо более эффективным — учеными разработана и утверждена панель секвенирования, охватывающая 16 экзонов ДНК (Luo,2018).
Критерии для принятия решения о проведении генетического скрининга лиц с подтвержденным раком желудка (Kole,2022):
Индивидуальные критерии для принятия решения о генетическом тестировании (Kole,2022):
При генетическом анализе рекомендуется тестировать один ген с последующим исследованием его делеции/дупликации, если патогенный вариант не обнаружен. Также можно рассмотреть мультигенное панельное тестирование с помощью секвенирования нового поколения для поиска мутаций во всех генах интереса.
Процедуры по первичной диагностике рака желудка включают в себя:
Ведение пациентов с симптоматическим инвазивным диффузным наследственным раком желудка не отличается от лечения спорадических случаев этого заболевания. Прогноз у пациентов плохой: менее 10% из них потенциально излечимы. Кроме того, пятилетняя выживаемость по-прежнему составляет менее 30% даже для потенциально излечимого пациента (Kole,2022).
Больным с метастатическим раком рекомендуется проводить тестирование на экспрессию рецептора эпидермального фактора роста человека-2 (HER-2), чтобы проверить, следует ли добавлять трастузумаб к хорошо зарекомендовавшим себя схемам химиотерапии , сочетающим в себе препараты платины и фторпиримидиновые соединения. Эти комбинации позволяют увеличить выживаемость пациентов примерно на 7 месяцев по сравнению с теми, кто получает только паллиативную помощь (Kole,2022).
Большие перспективы имеет иммунотерапия. Врачи используют моноклональные антитела для нацеливания на продуцируемые опухолью рецепторы иммунных контрольных точек, таких, как белок запрограммированной гибели клеток-1 (PD-1), белок-лиганд запрограммированной гибели клеток-1 (PD-L1) и антиген, ассоциированный с цитотоксическими Т-лимфоцитами 4 (CTLA-4), которые не позволяют Т-клеткам распознавать и уничтожать раковые клетки (Kole,2022).
В последнее время стало известно, что добавление в процессе лечения иммунотерапии, а именно ингибитора PD-1 ниволумаба, позволяет добиться существенного повышения выживаемости. Более того, пембролизумаб, другое антитело против PD1, уже одобрено для лечения пациентов с распространенным, рецидивирующим или метастатическим раком желудка (Le,2017).
Пациентам, имеющим высокий риск развития рака желудка, помимо регулярного осмотра эндоскописта, иногда рекомендуется проводить полную резекцию этого органа . Несмотря на то, что профилактическая гастрэктомия имеет послеоперационную смертность около 1%, она жизненно важна. Хоть она и снижает качество жизни (повышается риск развития инфекций, демпинг-синдрома и потери веса), лечебный результат в этом случае неоспорим. При раннем обнаружении рака желудка и его резекции путем тотальной гастрэктомии пятилетняя выживаемость составляет около 90% (Kaurah,1993).