- Услуги
- Прайс
- Врачи
- Промоакции
- Компания
- Контакты
- Инвесторам
Ген TP53 впервые обнаружили в 1979 году и довольно быстро выявили его решающую роль в предотвращении развития опухолей, регуляции клеточного цикла и апоптоза, процесса регулируемой клеточной гибели. Он располагается на коротком плече 17-й хромосомы и кодирует белок p53 (антионкоген)[1].
Содержание:
P53 имеет множество механизмов противораковой функции, играет роль в апоптозе, поддержании геномной стабильности и ингибировании ангиогенеза. Когда ДНК повреждена, белок участвует в активации репарации . Он может остановить рост клеток в точке регуляции G1/S, что дает время белкам репарации ДНК исправить повреждение. Если изменения необратимы, он может вызвать апоптоз, чем и блокирует опухолевый рост. В случае наследственной мутации TP53, возникает синдром предрасположенности к широкому спектру злокачественных новообразований, дебютирующих в детском и молодом возрасте (синдром Ли-Фраумени)[2]. Частота мутаций de novo изучена недостаточно, хотя по различным оценкам достигает 20%[1,2].
Ген-супрессор опухоли TP53 часто мутирует при раке. Более 91% случаев онкологий с подобной патологией демонстрируют потерю второго аллеля в результате мутации, хромосомной делеции или утраты гетерозиготности. Мутации гена TP53 связаны с повышенной хромосомной нестабильностью, включая высокую амплификацию онкогенов и глубокую делецию генов-супрессоров опухолей, что приводит к снижению выживаемости при 11 типах рака. Подобные новообразования отличаются от своих немутантных аналогов по характеру экспрессии РНК, микроРНК и белков.
В отличие от других генов-супрессоров опухолей, для которых мутации, приводящие к потере функции, являются основным механизмом возникновения заболевания, для гена TP53 более характерны миссенс-замены (75%). Другие изменения включают вставки и делеции со сдвигом рамки (9%), нонсенс-мутации (7%), синонимичные замены (5%).
Так как при повреждении гена белка p53 развивается онкологический процесс с тяжелым течением, диагностика наличия мутаций является необходимым условием для прогнозирования течения заболевания и определения дальнейшей тактики лечения врачом. Из-за недостаточности антионкогена накапливаются дефекты, приводящие к развитию опухоли. Возможны такие онкологические патологии, как:
Показанием для диагностики наличия мутаций может быть выявление наследственной причины рака различной локализации, что особенно актуально при отягощенном семейном анамнезе, а также профилактическое тестирование с целью исключения или подтверждения носительства. Для обследования следует обратиться в генетическую лабораторию, где произведут забор биоматериала (чаще всего это кровь из вены) и проведут анализ. Существуют также генетические панели для определения наиболее значимых с точки зрения диагностики мутаций, приводящих к развитию рака.
Основными методами выявления повреждений ДНК в гене ТР53 является секвенирование и иммуногистохимический анализ (ИГХ). В результате секвенирования происходит расшифровка последовательности гена, что позволяет найти все существующие в нем мутации. Иммуногистохимический анализ позволяет оценить экспрессию в исследуемой ткани белка p53, что может говорить о функциональном нарушении в работе соответствующего гена. Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) также может использоваться для поиска повреждений ДНК,однако он может подтвердить наличие или отсутствие только конкретной мутации.
Таким образом, наиболее точную и подробную информацию о состоянии TP53 и других генов, ассоциированных с раком, можно получить с использованием методов массового параллельного секвенирования, включающих полноэкзомное, полногеномное исследования или исследование панели генов.
При обнаружении патогенного варианта в гене TP53 об этом будет сообщено в результатах исследования, однако за подробной информацией следует обратиться к врачу-генетику. Также выполнение анализа не является диагнозом, даже при подтвержденной мутации.